• Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития
  • Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития
  • Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития
  • Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития
  • Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития
  • Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития

Наши достижения

Наши достижения

Наши достиженияНаши достиженияНаши достиженияНаши достиженияНаши достижения


«ТАНЦУЮЩИЕ КРАСКИ»

 

Это правда! Ну что же тут скрывать,

                                                                 Дети любят, очень любят рисовать:

                                                            На бумаге, на асфальте, на стене

                                        И в трамвае на окне!

Э. Успенский

                                 

 

      В данной работе мы предлагаем описание опыта использования технологии «Рисование на воде» в формировании социальных компетенций у детей c тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями развития (далее – ТМНР), проживающими в государственном учреждении социального обслуживания.                                             

     Л.С. Выготский  отмечал особую роль художественной деятельности как в развитии психических функции, так и в активизации творческих проявлений учащихся с нарушением интеллекта. В работах О.П. Гаврилушкиной, Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой была подчеркнута значимость занятий изобразительной деятельностью для познавательного развития ребенка и коррекции имеющихся у него отклонений. Исключительно большое значение уроков рисования подчеркивали Т.Н. Головина, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М.М. Нудельман, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и другие. Обучение учащихся рисованию было признано одним из важных коррекционных средств. Отмечалось также, что изобразительная деятельность является важным фактором познания  окружающего мира.

     В наше время все большую популярность в работе с детьми с особенностями психофизического развития набирают нетрадиционные техники рисования. В чем их преимущество? Использование разных материалов, красок, предметов быта и нестандартных приемов позволяет создавать оригинальные работы, даже при отсутствии художественных навыков. Т. С. Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива — «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно. Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру, а  результат получается весьма эффективным и почти не зависит от умелости и способности ребенка.

    Для своей работы с детьми с ОПФР мы выбрали нетрадиционную технику изобразительной деятельности «Эбру» (Эбру – от персидского ebri – на воде). Несмотря на то, что рисование в технике «Эбру» существует очень давно, в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития применяется относительно недавно. Использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники «Эбру», помогает развивать познавательную деятельность, находить нестандартные способы художественного изображения, корректировать психические процессы дошкольников. Работая с детьми, мы пришли  к выводу: во-первых, любые дети любят рисовать всем подряд, на чем угодно. Они любят, чтобы было ярко и красочно. Любят и сам процесс рисования, и очень гордятся результатом, которым сами довольны. Во-вторых, любые дети любят воду. Любят с ней играть, ее трогать, переливать, брызгаться. А бегать по лужам! А водяные пистолеты! Вода притягивает детей. И чем больше притягивает, тем больше запретов слышит ребенок: «не промочи ноги!», «не облейся», «отойди от воды», «не намочи рукава». Представляете, что испытывает ребенок, когда ему предлагают порисовать – на воде! Интерес, любопытство, радость, удивление, восторг.

В-третьих, результат рисования на воде совершенно неповторим, зачастую непредсказуем. И, что очень важно для детей, что ни нарисуй – всегда получается красиво. Дети с удовольствием признают себя мастерами, что очень позитивно влияет на раскрытие и развитие их творческих способностей. «Эбру» очаровывает детей. Они становятся смелее и увереннее в своем самовыражении. А мы – взрослые – можем использовать богатейший потенциал этой техники для решения своих педагогических задач.

     Основу технологии «Рисование на воде» представляет собой техника рисования по поверхности воды специальными нетонущими красками и перенос полученного изображения на бумагу или другие материалы. Дети воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Когда их творение, сказочное по красоте переходит на бумагу, оставляя при этом воду кристально чистой, восторг ребят не поддается описанию. Важно, что даже ребенок, совершенно не умеющий рисовать, с первого раза создает что-то красивое. «Эбру»  безгранично и неповторимо – нет двух одинаковых рисунков, каждый раз получается новое сочетание  - цветов, оттенков, форм… Непредсказуемо, как будут «танцевать» краски на воде в каждом новом рисунке! Кроме того, в «Эбру»  нет почти ничего, что нельзя исправить! Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Такое рисование отлично развивает у детей воображение и мышление, а также дает возможность ребенку почувствовать себя настоящим художником и получить настоящее удовлетворение от творчества. Картины всегда получаются необычными, каждое движение шилом или кистью создает неповторимый образ. 
    Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, это зависит в первую очередь от того, что нет включения ребенка в активную деятельность, нет контакта с окружающими.

    Занятия с использованием педагогической технологии «Эбру» способствуют:

- развитию психических процессов;

- познавательной деятельности учащихся:

- обогащению кругозора учащихся;

- формированию представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; 

- формированию социально – нравственного поведения;

- развитию  личностных качеств;                                                                            

- формированию жизненных компетенций, необходимых для успешной социализации и интеграции в общество;

- формированию учебной мотивации;                  

- развитию коммуникативных функций;

- развитию группового взаимодействия (работа в паре);

- развитию тактильной чувствительности;

- снятию чувства страха перед неудачей.

   Методическое обеспечение.

Что мы делаем на занятиях:

учимся наблюдать за водой;

учимся наблюдать за красками;

исследуем взаимосвязь между тем, что мы делаем, и тем, что получается;

а также придумываем, фантазируем и творим.
      Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения.

Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, альбомы по изобразительному искусству, лучшие детские работы.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с художественными материалами. Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, шило, гребень, палитра, и др.). При этом используется для показа лоток с раствором, приготовленный для педагога. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок.

   На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

   Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка.

  Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук. Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.

Любая работа в технике эбру может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др. Неудачный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа. Так из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр». Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом уверенность в своих потенциальных возможностях.

Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.

Для занятий по рисованию в технике «Эбру» подходящими будут следующие темы:

Космический пейзаж: тема может звучать как «Земля в иллюминаторе», «На чужой планете».

Зимний пейзаж: «Зимняя сказка», «Зимние фантазии» (при этом используются мотивы вьюги, снежинок, а сама композиция выполняется в сине-голубых тонах).

Цветочные мотивы: «Цветочная поляна» «Летний луг», «Красивый цветок».

Морские мотивы: «Подводное царство», «Сказочный мир Золотой Рыбки».

Фантазийные мотивы: «Мир фантазий», «Мои мечты», «Сказочный мир».

Создание узоров: «Ткань для маминого платья», «Платок для мамы».

Красочные объекты природы, которые дают возможность для цветовых

экспериментов: «Черепашка», «Бабочка», «Павлин».

Поскольку техника эбру непосредственно связана с водой, то мотивация (независимо от темы занятия) может происходить из этой сферы. Например, в гости к дошкольникам приходит Золотая Рыбка, которая приглашает их в свои морские владения. Как вариант это может быть Водяной, Морской царь, Русалочка, Дельфин.

Если тема занятия — космические пейзажи, то начать образовательную деятельность можно с виртуального путешествия по просторам вселенной. Здесь очень кстати будет музыкальное сопровождение. На таком занятии тоже можно задействовать сказочного персонажа, например, Лунтика или инопланетянина. При рисовании на цветочную и фантазийную тему (сказочный пейзаж, волшебная поляна и пр.) особенно важно создание подходящей атмосферы. Опять-таки на помощь придут музыкальные композиции, релаксационные моменты, вымышленные волшебные персонажи. Например, можно рассказать историю про фею, которая всегда делала добрые дела.

    Таким образом, мы можем отметить, что в настоящее время использование разнообразных нетрадиционных технологий приобретает все большее значение в сфере коррекционной работы с детьми с особенностями развития. В целом продуктивные виды деятельности, в том числе педагогическая технология «Рисование на воде» вносят существенный вклад в компенсацию имеющихся первичных нарушений у ребенка в структуре нарушений и в коррекцию вторичных недостатков,  формированию у детей с ТМНР жизненных компетенций, позволяющих снизить зависимость ребенка от помощи окружающих людей.  Это средство обучения и воспитания может использоваться в работе с детьми с ОПФР, другими нозологическими группами: ТНР, ТО и т.д. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Этапы работы по технологии «Рисование на воде»

  1. Подготовительный этап

 

Для начала работы необходимо приготовить раствор. В чистую теплую воду добавляем загуститель 2 чайные ложки на 1 литр воды, постоянно помешивая раствор в течение 15 минут. Далее оставляем раствор «отдохнуть» (не менее, чем на 6 часов). Более доступный способ приготовления - варка клейстера. Для этого понадобиться крахмал, вода и клей ПВА. Из крахмала и воды нужно сварить негустой клейстер и дать ему остыть. Затем в клейстер добавить клей ПВА и хорошо перемешать, чтобы не было пузырьков.

   

   

   2. Нанесение рабочего фона

 

Веерной кисточкой с помощью брызг или капая шилом, наносим равномерно краску на поверхность раствора. Можно использовать два или три цвета, более нежелательно. Теперь с помощью специального гребешка или шила (палочек) можно вырисовать эксклюзивный неповторимый узор. Краски для «Эбру» не смешиваются между собой, не тонут и не растворяются в воде, а взаимодействуют друг с другом, образуя цветовую симфонию.

 

 

3. Создание узора в технике «Эбру»

На кончик шила набираем краску и касаемся воды, не протыкая поверхность. У нас получился круг. Далее, не забывая протирать шило после каждого цвета салфеткой, набираем на него краску другого цвета и снова касаемся воды в центре первого круга, делая, таким образом, круг другого цвета. 

Чередуя цвета, наносим необходимое для нашего замысла количество кругов. Затем формируем лепестки цветка, с которыми можно «поиграть», завивая их или вытягивая с помощью шила. Далее можно добавить пятен шилом и сформировать дополнительные узоры в соответствии с вашей задумкой.

 

 

4. Перенос рисунка на поверхность

На поверхность раствора накладываем лист бумаги и через несколько секунд снимаем, поднимая его вверх и снимая раствор о край контейнера. Наша картина готова! Рисунок можно переносить на разнообразные поверхности: бумага, ткань, дерево, камни и др.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Оборудование, необходимое для работы

Лоток (с ровными краями, лучше белый, размером дна под будущий рисунок)

Деревянные шпажки, зубочистки

Кисть из щетины (простая и веерная)

Гребень (из пластмассы или приготовленный самостоятельно из зубочисток)

Краски

Бумага, писчая бумага (для защиты раствора и снятия лишних красок)

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект коррекционного занятия  (формирование социального поведения) с применением технологии «Рисование на воде»

Тема: Танцующие краски

Цель: формирование социальных умений и навыков посредством использования технологии «Рисование на воде».

Задачи: развивать эмоциональную сферу учащихся с ТМНР через обогащение их ощущений; развивать зрительно-моторную координацию; способствовать пониманию добрых слов в адрес друг друга, доброта, дружба; развивать навыки сотрудничества со сверстниками; формировать понимание, что совместная деятельность (игра) интереснее, чем одиночная.

Оборудование: раствор, емкость для раствора, лоток, кисть, акварельная краска, гуашь, белая бумага.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие.

Педагог: Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться!

 - Доброе утро!

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро! Приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

  1. Сообщение темы и цели занятия.

Ребята, сегодня на занятии мы с вами отправимся в волшебную страну и станем настоящими волшебниками. Для этого нужно произнести слова: Раз, два, три повернись, в волшебной стране окажись.

III. Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют)

Девочки и мальчики (в замок несколько раз),

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять (пальцы с мизинчика поочередно)

Начинаем мы считать (соединяют друг с другом),

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать (руки вниз, встряхивают кистями).

  1. IV. Основная часть.

Педагог: Я хочу рассказать вам сказку. Жила-была Фея, которая умела делать много добрых дел и обладала волшебной силой. Однажды, путешествуя по миру, она повстречала грустных, мрачных, невеселых людей. У всех был хмурый взгляд, опущенная голова. Захотела Фея помочь несчастным. Оказалось, представляете, что их страна не имеет цветных красок. Она вся черно-белая. Есть только черный и белый цвет. Можете себе это представить? Жители не видели цветных красок. Тогда Фея решила показать, насколько разноцветным, красочным, может быть мир. Поможем Фее? Посмотрите, Фея принесла нам краски и воду, но не дала бумагу. Попробуем порисовать. Ничего не выходит. Краски смешиваются. Что же нам делать?

- Может быть, нужно сказать друг другу добрые слова, чтобы получилось нарисовать на воде?

Упражнение «Комплименты» Дети говорят друг другу добрые слова:

-  Катя, у тебя красивое платье!

- Тимофей, я желаю тебе хорошего дня!

- Яша, молодец, что помог девочке…

*Дети, которые не владеют речью, выбирают картинки-символы «улыбающееся солнышко», дарят детям.

Педагог показывает детям рисование на растворе: смотрите: у нас, получается, рисовать на воде. 

  1. V. Физкультурная минутка.

Прекрасно всё на небе, (руки вверх)

Прекрасно на земле (руки вниз)

Прекрасно всё в этом мире! (руки в стороны, улыбаемся)

Прекрасно всё во мне (обнимаем себя, руки накрест).

  1. VI. Практическая деятельность. Дети по очереди начинают рисовать.

Педагог: Но какже нам отправить эту прекрасную картину Фее? Как сделать так, чтобы черно-белая страна стала цветной? А вот как. Посмотрите. У нас над головой плывут белые облака. Мы отпечатаем рисунок на облако, а попутный ветер донесет письмо адресату. Пойдет цветной дождь и окрасит все вокруг в разные яркие цвета.

Опускаем бумагу - облако на поверхность листа, ждем 10 секунд и поднимаем. Готово! Подуем на облако, чтобы оно обязательно нашло адресата.

VII. Упражнения для окончания занятия (рефлексия).

1.Солнечные лучики. Протянуть руки вперед и соединить их в центре кругу. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

2.Эстафета дружбы. Взяться за руки и передать как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Денису, от Дениса к Игорю и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

VIII. Итог занятия.

- Ребята, какие вы молодцы! Благодаря вашим добрым словам, Фее, краскам и облаку мы смогли помочь грустным людям в черно-белой стране.

- Что понравилось на занятии?

-Что было трудным?

Примерный тематический план коррекционных занятий

№ п/п. ТемаКоличество часовЦель коррекционной деятельности
1. Танцующие краски
1

Развивать эмоциональную сферу учащихся через обогащение их ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, сенсомоторных). Закреплять знания основных цветов; развивать зрительно-моторную координацию. Формировать понимание, что совместная деятельность (игра) интереснее, чем одиночная

 
2. Путешествие на Голубую звезду
1

Формировать умение устанавливать контакты со сверстниками на основе совместной деятельности; расширять представления об окружающем мире; формировать умение понимать и выполнять инструкции, соотносить действия и предметы с их изображением

 
3. Аленький цветочек маме
1

Развивать понимание элементарных причинно-следственных связей между производимым действием и результатом. Учить понимать и принимать цели деятельности; формировать умение подчиняться правилам поведения на занятии; воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям

4. Подсолнуховое поле
1

Развивать умение планировать ход выполнения задания с опорой на технологический план. Формировать основы простой адекватной оценки результатов своей деятельности

5. На что похоже твое настроение
1

Развивать способность определять свое эмоциональное состояние и эмоциональные проявления других людей, проявлять адекватные эмоции в различных ситуациях. Формировать способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения

6. Космическое путешествие
1

Закреплять умение ориентироваться на плоскости: определять направления (верх-низ, справа-слева, центр). Формировать умение оценивать  результаты своей деятельности (самооценки) и работу товарищей: хорошо - плохо, нравится - не нравится, красиво и др.)

7. Морские чудеса
1

Формировать умение действовать по несложному алгоритму (2-3-4 последовательных действий) с опорой на карту-схему. Развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками

8. Мир растений
1

Знакомить учащихся с красотой окружающего мира, воспитывать бережное отношении к природе; развивать умение уступать друг другу, считаться с мнением другого

Поделитесь